28 июня в Архангельске в конференц-зале отеля «Двина» для участников пятого международного форума «Судостроение в Арктике» состоялся «день подрядчика» СРЗ «Красная Кузница» (архангельский филиал АО «ЦС «Звездочка», входит в состав «Объединенной судостроительной корпорации»). Мероприятие было посвящено перспективам реализации проекта строительства серии пассажирских судов с ледовым усилением.
Серия, включающая четыре судна, будет построена на мощностях «Красной Кузницы». Суда предназначены для обеспечения транспортной доступности островных территорий Архангельской области в период ледостава и ледохода. Работа по реализации проекта началась в 2019 году по инициативе ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области».
Проектирование судов осуществлялось за счет бюджета Архангельской области, проектировщиком был выбран конструкторский отдел Северного филиала Российского речного регистра, гидродинамические испытания модели судна проведены на базе ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Дизайн-проект внешнего облика судна разработан специалистами ООО «Матрикс Морской Инжиниринг».
Согласно проекту, теплоходы вместимостью 65 и 100 человек будут обладать ледовым усилением (класс Российского речного регистра «М-П Р3,0 (лед50)» и «Р 1,2 (лед50)»), что позволит обеспечить безопасность пассажирских перевозок в условиях северного климата. Это стальные двухвинтовые суда с избыточным надводным бортом, с расположенным в средней части машинным отделением, одноярусной надстройкой и рулевой рубкой на палубе надстройки.
В ходе «дня подрядчика» руководство СРЗ «Красная Кузница» представило информацию о ходе строительства, сложностях, связанных с поставками оборудования по причине экономических санкций Запада, других технологических вызовах. Участники мероприятия обсудили технические вопросы строительства, выработали ряд операционных и технических решений. В частности, производственными компаниями из других регионов было предложено изготовление (с участием предприятий Архангельской области) палубного, спасательного оборудования. Выработаны решения, направленные на оптимизацию поставки и раскроя металла, производства на российских предприятиях судовой арматуры, энергетических установок и много другого.
К дискуссии были приглашены представители предприятий судостроительного кластера Нижегородской области и участники форума «Судостроение в Арктике» из других регионов, готовые выступить в качестве поставщиков комплектующих. Головное судно серии было заложено на следующий день, 29 июня, в цехах «Красной Кузницы».