Судоремонтники Архангельской области объединятся для повышения конкурентоспособности своих предприятий
12 декабря на площадке Агентства регионального развития Архангельской области состоялся круглый стол на тему «Повышение конкурентоспособности в судоремонте. Нормирование труда и ценообразования». Организатором круглого стола выступила Ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области».
Отрасль судостроения и судоремонта является одной из ключевых для Архангельской области. Для 35 предприятий малого и среднего предпринимательства региона услуги и производство, связанные с судоремонтом, являются основными. Компании региона предлагают комплексный подход, обеспечивая доковый и заводской судоремонт, техническое обслуживание, глубокую модернизацию, в том числе под специфические требования арктического судоходства.
В дискуссии о различных аспектах конкурентоспособности предприятий судоремонта приняли участие представители таких компаний, как «Архангельская РЭБ флота», «Атис» и «Атис-Инжиниринг», «Волна-Сервис», «Магеллан», «Нерей», «Нью Оптимист», «Оптимист», «Поморская судоверфь», «Помор Шиппинг», «Северная гавань», «Северная судостроительная компания», «Северное речное пароходство», «СПАСИ», ТД «Двинахим», «Элток», «ХС Морское проектирование», а также участники «Объединенной судостроительной корпорации»: «Севмаш», «Звездочка», «Красная кузница» и СПО «Арктика». Кроме того, в обсуждение проблем отрасли судоремонта были вовлечены представители Российского морского регистра судоходства, Ассоциации производителей силового и энергетического оборудования и Торгово-промышленной палаты Архангельской области.
Основные проблемы, обсуждённые входе круглого стола, затрагивали вопросы ценообразования и нормирования труда в судоремонте, современные технические решения при ремонте и модернизации судов и судовых систем, перспективы межрегиональной кооперации, привлечение финансирования и снижение административных барьеров. Помимо обсуждения различных вопросов сферы судоремонта участники круглого стола заслушали доклады и сообщения от экспертов из этой области. Так, федеральный эксперт Николай Шабликов познакомил представителей региональных предприятий с основными тенденциями в области государственного стратегического планирования в отраслях судостроения и судоремонта. Эксперт отметил, что по сравнению с отраслью судостроения в последние годы государство не уделяло должное внимание поддержке судоремонтных предприятий. В связи с этим обстоятельством судоремонтникам необходимо выработать единую позицию и самостоятельно предложить правительству ряд мер для поддержки отрасли. Среди таких мер могут быть предложения по предъявлению особых требований к финансовому и технологическому уровню обеспеченности предприятий с целью стимулирования честной конкуренции на рынке судоремонта. Этой же цели отвечает необходимость создания независимых представительств крупных (в том числе зарубежных) производителей судового оборудования. В комплексе инструментов поддержки должны быть также меры по развитию инфраструктуры портов. Отдельно с анализом рынка судоремонта в Архангельской области и перспективами деятельности в арктическом бассейне выступил директор судостроительного кластера Архангельской области Сергей Смирнов.
«Если судостроение – это наука, то судоремонт – искусство, – говорит Сергей Смирнов. – Нет двух одинаковых судов. Ремонт каждого судна требует индивидуального подхода, что накладывает серьёзные требования к компетенции и возможностям предприятий. Сегодня в Западном арктическом бассейне действуют более тысячи судов, только к порту Архангельск приписано 700 из них. Этот флот нуждается в регулярном обслуживании, ремонте и модернизации. Наши предприятия способны предоставить широкий комплекс услуг в данной сфере: для этого есть необходимые кадры, опыт, мощности, оборудование, доки. Развивается кооперация между предприятиями внутри региона и сотрудничество с компаниями из соседних областей и стран. Вместе с тем существует ограничение по глубине и длине судового канала в месте расположения судоремонтных предприятий, не позволяющее принимать средне- и крупнотоннажный танкерный флот. Существенный вызов – устаревшая материально-техническая база, изношенная инфраструктура предприятий судоремонта. Активизация судоходства по Северному морскому пути, рост числа судозаходов в порт Архангельск, реализация арктических проектов – всё это способствует развитию регионального рынка судоремонта. Наша задача – сделать это развитие эффективным, способствовать повышению конкурентоспособности местных предприятий, формированию новых компетенций в соответствии с актуальными требованиями рынка».
Начальник бюро трудоёмкости ремонта и утилизации кораблей и судов ОНТЦ «Румб» АО «ЦТСС» (Санкт-Петербург) Валерий Ларионов представил анализ регламентирующих документов и справочников, на основании которых должны выстраиваться основные принципы ценообразования, нормирования труда и формирования трудоёмкости в судоремонте. Во время выступления была актуализирована проблема общего несоответствия справочников современным требованиям рынка, поскольку большая их часть была разработана ещё во времена СССР. В частности, проблемы отсутствия подобных требований применительно к судовым электромонтажным работам гражданского флота были обозначены в сообщении Любови Дегтярёвой, инженера по организации и нормированию труда, руководителя группы АО «СПО «Арктика».
Вопросы конкурентоспособности предприятий судоремонта неотъемлемо связаны с применением новых технологий и созданием инновационных производств. О современных технических решениях при ремонте и модернизации пропульсивных и энергетическим систем судов и плавстредств рассказал генеральный директор ООО «Перпетуум-мобиле» Олег Батыгин. Полезным опытом создания производства судового оборудования в современных условиях поделился учредитель ООО «Муфты НСК» Владимир Шуин.
По итогам плодотворной дискуссии между представителями судоремонтных компаний Архангельской области, отраслевыми ассоциациями и экспертами было принято решение сформулировать консолидированную позицию региональных судоремонтных предприятий в виде инициатив, которые лягут в будущую стратегию развития судоремонта в Архангельской области. Координационную роль в данной работе возьмёт на себя Ассоциация «Судостроительный кластер Архангельской области».