Судостроение в Арктике: инструменты и возможности
20–21 июня в Архангельске состоялся второй международный форум «Судостроение в Арктике», посвященный актуальным вопросам развития судостроительной и машиностроительной отрасли в северных регионах России. Форум был организован Правительством Архангельской области,Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В.Ломоносова и Кластером судостроения и производства морской техники Архангельской областипри поддержке Министерства промышленности и торговли РФ.Официальным партнером форума выступил АО «Газпромбанк». Основные мероприятия прошли в стенах С(А)ФУ – крупнейшего университета на севере России.
Реализация стратегически значимых проектов в арктических регионах, рост объема перевозок по Северному морскому пути, освоение шельфовых нефтегазовых месторождений – эти процессы создают новый импульс для развития судостроительных предприятий, как в Архангельской области, так и в других северных субъектах России.
В новых майских указах президента особое внимание уделяется необходимости развития транспортной и промышленной инфраструктуры, так к 2030 году, в соответствии с указом Президента РФ, объём перевозки грузов по СМП должен составить 80 млн. тонн.Новые суда требуются для транспортировки углеводородного сырья, природных ископаемых, для компаний осуществляющим рыбный промысел, транспортно-пассажирским предприятиям, научным организациям, Министерству обороны и МЧС, одновременно с этим актуален вопрос строительства на российских верфях в высоких широтах морских платформ и систем подводной добычи газа.
О том, как обеспечить потребности предприятий в современном флоте и морской технике, поставках судового комплектующего оборудования российского производства, подготовке квалифицированного персонала и качественном сервисном обслуживании, говорили участники форума «Судостроение в Арктике». В этом году их было более 250. Среди них – представители ведущих судостроительных, машиностроительных, инжиниринговых компаний, федеральных и региональных органов власти, институтов развития, эксперты и аналитики.
– Форум «Судостроение в Арктике» – не просто площадка для диалога, это работающий инструмент развития, – подчеркивает директор Кластера судостроения и производства морской техники Архангельской области Сергей Смирнов. – Нам важно не только способствовать росту судостроительных предприятий Поморья, но и развивать сотрудничество с другими регионами. Кооперация, общие усилия – ключ к успешному освоению Арктики, к формированию мощной судостроительной промышленности, способной обеспечить растущие потребности предприятий.
Архангельская область была и остается одним из опорных регионов при реализации арктических проектов. На это, в частности, обратил внимание в своем выступлении губернатор Игорь Орлов:
– Мы должны на самом высоком уровне реализовать столь сложные проекты, к которым относится добыча нефти и газа на арктических территориях. Нам также предстоит обеспечить функционирование Северного морского пути, надлежащий сервис тех объектов и сооружений, которые создаются в Арктике. Все это могут выполнить предприятия Архангельской области, которые обладают значительным опытом работы в суровых арктических условиях.
О ряде таких проектов участники форума говорили предметно. Особое внимание было уделено планам обустройства месторождения Каменномысское-море в Обской губе. Предприятия Северодвинска рассматриваются в числе возможных строителейледостойкой стационарной платформы и других объектов морской техники, необходимых для разработки месторождения. Многие эксперты, присутствующие на форуме отметили, что именно Архангельская область в силу своего географического положения и мощной промышленной базы является наиболее оптимальным районом для строительства и последующей транспортировки таких объектов.
Производственные возможности архангельских и северодвинских предприятий признаны и на федеральном уровне. Об этом говорил директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Борис Кабаков:
– Такие встречи, как этот форум, очень важны, чтобы «сверить часы», потому что мы постоянно работаем над совершенствованием мер господдержки, которые помогали бы увеличивать объемы судостроения и судоремонта, и без обратной связи делать это невозможно. У предприятий Архангельской области есть существенный потенциал для развития гражданского сегмента судостроения, примерами тому стали строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» и самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая».
В ходе форума участники обсудили также вопросы строительства рыбопромыслового флота, туристических круизных судов для высоких широт, возможности использования сжиженного природного газа в качестве судового топлива.
Врамках проводимой сессии «Перспективы рынка строительстваи использования туристического флота для арктических судов»было отмечено, что строительство судов ледового класса для туризма может стать еще одной точкой деятельного взаимодействия между малыми и средними компаниями и крупными верфями, входящими в состав Объединенной судостроительной корпорации.
Результатам проведения сессии стало обсуждение отечественных перспективных проектов арктических круизных судов ледового класса как наиболее эффективных для экспедиционного туризма в высоких широтах.
Отдельная сессия, организованная при поддержке АО «Газпромбанк», была посвящена вопросам привлечения финансовых средств для реализации проектов в судостроении. В частности, были представлены возможности электронной торговой площадки «Газпромбанка», которую можно рассматривать как эффективный инструмент взаимодействия между генеральным подрядчиком и поставщиками услуг и производителями оборудования. Представители «Газпромбанка» рассказали также о проектном финансировании, лизинге и факторинге в судостроении, об опыте управления инвестициями и банковском сопровождении контрактов. Кроме того, сотрудники «Газпромбанка» провели встречу с руководством Архангельской области, на которой обсудили вопросы возможностей государственно-частного партнёрства при реализации социальных и инфраструктурных проектов региона.
Подводя итоги форума, директор Кластера судостроения Сергей Смирнов отметил:
– Важно, что нам удалось обсудить и стратегические, и технологические вопросы развития судостроительной отрасли. При этом к диалогу были привлечены и сотрудники предприятий ОСК, и руководители малых и средних предприятий, и руководство области, и представители финансовых институтов (АО «Газпромбанка) и федеральных органов власти (Минпромторг РФ). Кроме того, нам удалось продемонстрировать гостям особую аутентичность Поморья как исторического центра российского судостроения. Гости мероприятия смогли познакомиться с возможностями наших предприятий, одним из которых является старейший судостроительный и судоремонтный завод Красная кузница, побывать на других промышленных и логистических площадках. На полях форума была организована обширная культурная программа, посетить целый ряд музейных и исторических мест, совершить прогулку по дельте Северной Двины. Ярким завершением форума стала церемония официальной закладки Поморского коча – деревянного исторического судна, активно используемого при освоении российского арктического побережья со времен XVI века, в которой приняли участие Губернатор Архангельской области И.А.Орлов, руководство Русского географического общества и АО «Газпромбанк».